воскресенье, 19 октября 2008 г.

«Святой Миколаю, держи волка у рая. Держи его за ногу, пока не найду дорогу».

Эту молитву этнографы записали в Западной Украине 150 лет тому назад. Представьте себе: забредши в лесу, полуживой от страха ребенок (мне кажется, что ее составил именно ребенок), просит святого не стереть на порох страшного злого волка, а всего лишь придержать его, причем на время; и не в каком-то ужасном месте, чтобы бы знал, негодяй, как детей пугать, а... у рая. Есть только один святой, который мог и вдохновить, и выслушать такую молитву, - святой Миколай из Миры. Лишь его могли «назначить» и защитником всех животных и людей от волков, и патроном самих волков. Тоже вероятно Божья твар, а следовательно, как и все живет на земле, нуждается в сочувствии и добре.

В Западной Украине и некоторых районах Польши существовал обычай в День святого Миколая и в канун Рождества мириться с волками. На край села волкам выносили угощение - гороховую кашу. Вдруг понравится, и станут вегетарианцами. Святой Миколай - патрон заключенных; его считают своим заместителем все, чья профессия связана с повышенным риском - мореплаватели, путешественники, сплавщики леса. Но святого Миколая считают своим покровителем и благополучные граждане - банкиры, мельники, пекари, учителя и, конечно, школьники и студенты. Чему именно его?

О святого Миколая мы знаем крайне мало. Он был епископом Миры (город в Малой Азии). Во время гонений во времена императора Диоклетиана находился в изгнании. Вернулся за Константина Большого. Возможно, принимал участие в Никейском соборе в 325 г. и умер 6 декабря (день смерти также не неопровержим) между 345 и в 352 г. Остальные - легенды.

Как они возникли? Это аберрация исторической памяти, сфокусированная тоска за отсутствующими в повседневности ценностями или что-то другое? Твердо могу сказать одно: чтобы епископа Миры начали чествовать как святого практически сразу же после смерти, чтобы к IX веку он стал поистине святым всех народов, он имел при жизни чем-то потрясти воображение современников. На счете святого Миколая немало чудес монументальных. Да, за его молитвами, как минимум, дважды стихал шторм на море, и корабль, который уже начинал тонуть, благополучно приплывал в гавань.

Но угомонять стихии умели и поганські боги. Они могли наделить смертных сверхприродной силой, помогали царям и героям добывать триумфальные победы. Но чего даже представить себе не могли поганські боги и поганський мир в целом, то это того отношения к побежденному, которое нес с собой христианский епископ из Миры.

В память о чудесном спасении моряка святого Миколая в западной традиции часто изображают рядом с кораблем или якорем. Но не менее популярным является и другое изображение - с тремя мешочками или с тремя золотыми шариками. А это уже - на память об истории, в которую римские боги впутываться не стали бы. Три сестры обнищали настолько, что выход был один - на панель. Разве не мог епископ Миколай явиться им во сне, испугать до смерти карами небесными и объяснить, что уже лучше голодная смерть? Приснился же он императору Константину, который накануне подписал смертный приговор невинному, и так хорошо приснился, что император, не ожидая утра, упразднил приговор. Теоретически, конечно, мог присниться и сестрам. Но почему-то захотел просто, без всяких чудес, тайно подбросить им три мешочка с золотом, чтобы они могли выйти замуж.

Это далеко не единственная легенда о тайных дарах святого. Собранные вместе, такие сказы образовали бы солидный том. И практически в ни одной из них (как и в истории о не-перетворення на путан) нет ничего сверхприродного - превращений, представлений, громов и молний. Легенда о том, как святой Миколай воскресил единственного коня бедного крестьянина, загрызенного волками, явно является более поздней версией той, в которой крестьянин утром был разбужен ржанием двух (вместо одного) коней, привязанных к его крыльцу. Взвесьте: в переводах и легендах о других святых того же периода вы вряд ли найдете настолько же подробные и захваченные описания актов помощи нищенскими. Об этом вспоминается мимоходом. Как о чем-то естественном и обязательное для христианина: «щедро раздавал милостыню...».

Завещания Спасителя первые христиане воспринимали буквально. В частности и призыв «раздай имущество бедным». Люди действительно приносили к церкви все, что у них было сверх необходимого. Достояние церкви становилось достоянием самых бедных ее членов, что називается, на законном основании. Им не было потребности подбрасывать деньги и подарки тайно. А вот анонимность в помощи язычникам имела свои причины. Уже если в образованном XXI веке одна христианская церковь может рассматривать как прозелітизм детское убежище, созданное другой христианской церковью, то можно себе представить, что было бы во времена Диоклетиана.

Нет сомнения, что и получателями тайных даров святого Миколая, и авторами легенд о них были язычники. Именно они с увлеченностью неофитов извещали друг друга о грандиозном открытии: в ситуации, когда спасти может лишь чудо, чудо может спасти. Оно существует, это большое чудо доброты и сочувствия, и происходят не через грехи или заслуги человека, а за своими собственными законами. Как радуга над головой. Боюсь кого-то огорчить (впрочем, вы вправе мне не поверить), но святой Миколай - это, скорее всего, персонификация достаточно распространенного в ту пору явления. Можно сказать и иначе: чтобы осуществить хотя бы половину даров, память о которых жива уже семнадцатый век, у епископа Миры должны были быть очень много помощников и соратников. Что не приуменьшает ни личные заслуги святого, ни превращающую силу его чудес. Скорее наоборот.

Во времена святого Миколая отношения поганського мира к христианам стремительно изменяется. Известно, что первые гонения на христиан проходили при активнейшем участии, а временами и по инициативе «простого народа». Марк Аврелий, благородный философ на императорском троне, не был, как иногда утверждают, защитником христиан. Он просто пытался в 177 году сдержать резню в Лионе, которая началась стихийно. Однако в период из 303-го по 311 годы ситуация изменяется. Язычники переховують христиан, помогают им убежать. Более того, известны случаи, когда язычники неожиданно объявляли себя христианами, формально ими не будучи.

Формула Тертуллиана «Кровь мучеников является семенами христианства», бесспорно, правильная. Но густую лестницу мало давать и именно жизнь первых христиан. А это действительно была совсем новая форма существования. Социальный статус, богатство, власть, - все, что ценилось миром и ради чего мир готовый был на жертв и преступления, не то, чтобы отбрасывалось христианами (никоим образом!), но для них это был такой пустяк в сравнении с вечностью!.. Папа Каллист I (217-222) был прежним рабом, и это никому не мешало. Из всего, что могло принадлежать человеку, главной, а может, и единственной всерьез значимой ценностью была ее душа. Остальные - постольку, поскольку. Любовь была питательной средой души и основным законом жизни, которая стоит над мудростью, над правом и даже над справедливостью. И светло этой любви сияло для всех, в частности и для грешного поганського мира, который преследовал христиан. Христиане не осуждали его, но в меру своих возможностей и понимание пытались спасти.

А вот император Константин увидел над диском призахідного солнца, которому всю жизнь кланялся, крест и надпись «Этим побеждай». в 313 г. был выдан Миланский эдикт. Церкви вернули все, конфискованное за Диоклетиана. Епископы приобретали права и почести наравне с сенаторами; церковь стала имперской. И начала отсчет эпоха величественных храмов и дорогих епископских одеяний, больших возможностей и еще больших искушений. Эпоха, когда ригоризм стали путать со святостью. И святой Миколай предпринял шаг у нее, неся из чистого, незлобливого детства христианства огромный мешок подарков для нас с вами.

Комментариев нет:

 

Блог о праздниках