пятница, 10 октября 2008 г.

О праздновании Рождества Христова


Рождество Христово - один из самих таинственных праздников. Потому что в это время можно столкнуться с Чудом. С чудом рождения Сына Божьего. С чудом познания своего будущего. Ведь именно в эти дни по желанию можно приотворить завесу настоящего, чтобы увидеть последующее. Немного взглянуть одним глазом, чтобы знать, что ожидает впереди. Готовиться. Особенно вольготно в сочельник девушкам: существует столько способов гадания на невестах. Можно узнать практически всю тайну своего жениха, за исключением паспортных данных.
рождество

Православная Церковь начинает праздновать Рождество Христово в ночь из 6-го на 7 января по новому стилю, католическая немного раньше - 25 декабря. Вечер 6 января - Рождественский сочельник, преддверие, навечеріє Рождества, называемое также Коляда. Сочельник, или сочевник, получил название от "сочиво" - ритуального кушанья, обязательного для этого вечера, который готовится из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже - черту. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая "кутья", была разной по составу. Да, рождественскую кутью готовили постной. Ее готовили с соком, или молоками маковыми, миндальными, ореховыми, конопляными с добавлением меду и измельченных ядер валашских, лещиновых орехов, миндаля, растертого мака. На второй день Рождество готовило бабью кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай посещать дом, в котором появился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкини пироги. В отличие от рождественской постной кутьи бабкину готовили "богатой". На поминках подавали постную поминальную кутью - коливо. Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос, в древности называли коливо. Отсюда, возможно, и название кутьи, поскольку старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Этот обычай сохраняется и до этого дня.

В Рождественский сочельник не принято было есть к первой звезде - в память о звезде віфлєємську. В церквях в вечернее время шла торжественная служба, а те, которые не пошли на богослужение готовились к востоку звезды дома. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали вечернюю молитву, старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дарах, и пастухах. Таким образом воспитывался в ребенке почет к обычаям и традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству Христового, праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях воспевали Христа. Воспеванием Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам со звездой (зажженной свечой) и пением о рождении Спасителя. Как правило, к ним присоединялся скрипач. Христославив, колядувальників одаривали деньгами, пирогами, медовыми пряниками. Люди всех состояний принимали участие в воспевании. Не принять хрістославов считалось большим грехом для хозяина дома обидой для хрістославов и неуважения традиций.

В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Раньше Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, которое дарует плодородие и веселость, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания обильного урожая, счастливой свадьбы, но др. Постепенно коляда злилась с Рождеством, которое наступает как раз в то время, когда солнце возвращает до весны. Под воздействием церкви, которая долго не признавала Коляду, из колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать христианские.

Множество разнообразных народных примет и поверья связывали с сочельником: вечернее небо, звезды, погода, как бы предусматривали урожай. Например, если небо усыпано звездами - ожидай много грибов и ягод в лесу, урожаю гороха и богатого приплода скота. Если изморозь на деревьях - к обильным хлебам, пчелы будут роиться. Если снега возвышаются вдоль дороги, рожь безумно будет колоситься, если же дорога выше снегов на полях - к неурожаю. Стежини черные - к урожаю гречихи. В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы скот не бегал из двора; куры не кормили -, чтобы грядки не копали; пряжу в тугие клубки мотали -, чтобы капуста рожала.

На Украине и в южных областях России сохранился обычай зажигать очаги в канун Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами, которые грелись у костров в рождественскую ночь. А утром пастухи, обходя дворы и дома, "обсевали" овсом дома, поздравляли с праздником хозяев, приговаривая: "По полу теляток, под скамьей ягненочков, на скамье ребят" - или: "Ягнята за скамьей, телятки в скамьи, а поросятки по всему дому".

Вряд ли можно назвать другие такие веселые празднования, как дни Рождества и святок, так шумно и что весело отмечались на Руси. Рождественская елка, детские праздники с долгожданными подарками; гадание молодых девушек, которые превратились в веселую забаву. Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущий жених будет иметь такое же имя. Крестьянские девушки из поленьев сооружали под своей кроватью подобие колодца, а заключаясь спать, говорили: "Суженый, приди по воду". Под подушку клали гребень, трижды приговаривая; "Суженый, ряджений, приди причесать мне председателя".

Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы, ряджені, песни, танцы, хороводы. Наносили визиты, принимали гостей, устраивали смотрины невест. Не только в Москве белокаменной, но и по селам и поселкам в святки устраивались "свози", невест - гостевания девушек в родственников, смотрины, сватовства, помолвки.

Вернемся, однако, к праздничному столу, праздничному навечерію. Сочельник - завершающий день Рождественского пісту. В этот день Церковь приказывает строгий пост к вечернему богослужению. У христиан принято, чтобы люди, которые враждуют или имеют расхождения в каких-то делах, наладили свои отношения и успокоенные встретили свято.

Сочельник - это прежде всего семейный ужин. В доме господствует мир, покой и согласие, приветливость и доброжелательность. Все сожаление, неудачи и печали, отданы забвению. Вся семья накрывает праздничный стол. По старинному обычаю, стол раньше посыпали сеном - в память о гнезде и яслях, потом застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре ставили ритуальные сочиво и другие кушанья, которых непременно должно было быть двенадцать.

Комментариев нет:

 

Блог о праздниках