суббота, 13 сентября 2008 г.

УКРАИНСКИЕ ТРАДИЦИИ

В еще теплые осенние субботы улицы городов запруживают роскошные свадебные кортежи - длиннющие лимузины, старые почтенные «чайки», элегантные кареты. Около исторических достопримечательностей похаживают волшебные невесты в пышных белых, розовых, нежно голубых свадебных платьях со своими немного смущенными будущими мужьями..



Однако все чаще современная молодежь возвращается к собственно украинским традициям, с пренебрежением, отбрасывая заимствованные из-за границей стандарты. А что некрасивого или неправильного в такой свадьбе? Новобрачная в украшенной этническими орнаментами платья, молодой - верхом на кону, да и на свадьбу приглашается не 40 гостей, а все 400, и гуляют не один день, а целая неделя. И все это действо наполнено песнями, глубоко символическими действами, где отображается народная мораль, этические нормы и мировоззренческие представления, которые формировались в течение веков. Например, свадебный поход молодым, имитация похищения невесты, а диалог старостів о кунице и охотнике, обмен подарками между сватами, выкуп косы, выплата штрафу, за бесчестие - своеобразный отзвук обычая заключения брака на основе покупки-продажи.
В целом же украинская свадьба разделяется на три циклы: предсвадебный, собственно свадебный и післявесільний. В свою очередь каждый из циклов состоял из ряда обрядов.
Добрачное общение. Система добрачного общения предусматривала определенные нормы ухаживания и сватовства. Молодежь общалась преимущественно в пределах своего села, а в городах - в пределах улицы, даже своего «угла».
Самыми распространенными формами добрачного общения были улицы, забавы, годенки, вечерницы и тому подобное. На забавах молодежь развлекалась, пела, танцевала, водила хороводы. В холодную пору собирались в помещении на рассветы и посиделки.
Ребята и девушки общались на людях, то есть находились под определенным социальным контролем. По обыкновению, девушка наедине с парнем могла быть лишь до заката солнца. Это, впрочем, не мешало молодежи целоваться и миловаться, однако свою добродетель девушки берегли. Девушку, которая давала волю безудержной любви, били мотуззям от звонов, намоченным в соляной рапе. В западных районах Украины почти до XX ст. бытовал обычай физически карать парня и девушки за прелюбодеяние.
Однако подобные случаи попадались редко, поскольку вся система воспитания молодые основывалась на заботливом, рыцарском отношении ребят к девушкам и невестам, на романтизации чувств.
Сватовство. Начиналась свадьба сватовством, когда старосты от молодого шли к родителям избранницы заключать предыдущее соглашение о браке. Свататься было принято в свободное от полевых работ время (на Мъясници и от Паски к Троице).
Бывали, однако, случаи, когда девушка не давала согласие на бракосочетание. В знак отказа она возвращала старостам принесенный ими хлеб или же подносила молодому тыквы или макогона. Во избежание стыда, временами посылали «разведчика», который должен был узнать о намерениях девушки и ее родителей, или шли свататься поздно вечером, чтобы люди не видели.
Сватовство девушки. «Примите меня, мамо, я ваша невестка» - такими словами, как ни странно, два века потому девушка начинала сватовство. Согласно существующим обычаям, она имела на это такое же право, как и парень.
Сватовство девушки как отзвук матриархата издавна бытовало у разных народов и не противоречило традиционным брачным ритуалам.
Девушка предлагала парню руку, не заручаясь его согласием, причем ей очень редко отказывали, потому что это могло накликать несчастье. О силе этой традиции свидетельствует обычай, который существовал в XVIII в..: преступника, засудженого, к казни, могли помиловать, если какая-то из девушек выражала желание взять его за мужчину.
Однако в меру того как росла роль мужчин в общественной сфере, такие обычаи постепенно забывались. И уже в конце XIX ст. инициатива в сватовстве полностью перешла к парням, а роль девушки свелась к стыдливому ковырянию печи и представлению старостам свадебных полотенец.
Смотрины - знакомство с хозяйством молодого, которое осуществлялось вскоре после успешного сватовства. Природа этого обычая связана с укладом крестьянина-труженика, для которого хозяйство было основой его жизнедеятельности.
Родители парня пытались как можно лучше представить прочность хозяйства своего сына, демонстрируя его так, чтобы смотрины завершились брачным соглашением. Временами, даже прибегали к хитростям: одалживали у соседей скот или сельскохозяйственный реманент.
Обручения - первый предсвадебный обряд, который вступал в силу законной. Старший староста накрывал полотенцем хлеб, клал на него руку девушки, сверху - руку парня и перевязывал их полотенцем. После этого ритуала молодая перевязывала старостів полотенцами, а всех собравшихся обдаривала платками, полотном или рубашками.
После всех церемоний молодые считались зарученими и отныне не могли отказаться от брака. Отказ считался бесчестием, которая тянула за собой материальное возмещение.
В канун свадьбы устраивали прощания невесты и жениха с девичьей и холостяцкой свободой, что воплощалось в обряде девичника. Это был обрядовый акт отделения невест от несемейной группы молодежи.
Выпекание каравая - один из самых распространенных свадебных обрядов, который символизировал освящение обществом вновь созданной семьи. Украинцы пекли много видов свадебного хлеба: каравай, дивень, теремок, гільце, лежебока, полюбовники, шишки, гусыни, калачики, каждый из которых выполнял специфическую обрядовую функцию.
Однако главное место отведено именно караваю. Он - украшение свадебного стола, символ счастья и достатка. Пекли его специально приглашены молодые женщины, которые приносили с собой муку, яйца и сало. Считалось хорошим признаком, когда коровайниць была непарное количество (лучше всего семь). Правда, в некоторых районах приглашали парное число женщин: чтобы молодые весь возраст прожили в паре. При этом коровайниці должны были находиться в первом браке и жить в согласии.
Общность действий во время выпекания каравая должна была символизировать единство будущей семьи. Для этого коровайниць связывали полотенцем и они должны были все делать вместе: месить тесто, вылеплять прикрасу, обмывать руки. Существовало поверье, что удачно спеченный каравай принесет молодым счастья, треснувший предвещает развод, а покрученный - злую судьбу. Поэтому коровайниці «ублажали» каравай поговорками и песнями.
Сложная церемония свадебного похода предусматривала и несколько выкупов за невесту. Первый устраивали в виде схватки неженаты ребята в знак того, которые отпускают девушку из молодежного общества. Повторялся выкуп у ворот дома новобрачного (ворота) - за право вступления молодого на территорию другого рода, потом в сенях - за место около невесты. Последний выкуп - свадебный пропой - происходил в конце свадьбы.
Венчание как форма церковного брака, было внедрено Синодом в течение XVII-XVIII ст. На первых этапах этого процесса оно плохо воспринималось населением Украины, поскольку противоречило народным свадебным обрядам. Обвенчаны молодые нередко определенное время жили врознь, аж пока не произведут традиционную свадьбу. Лишь постепенно освящение брака в церкви набрало юридической силы и стало неотъемлемым компонентом свадьбы.
Покрытие - самый драматичный свадебный обряд, который символизировал переход молодой к замужнему состоянию. Символические действия через расплетание косы и покрытие головы молодой очипком и наметкой подчеркивали иерархичность брачного союза. Молодую сажали на кадку, брат или приданка расплетали ей косу и мазали волосы маслом или медом. На Подилли откалывания косы осуществлял молодой: посадив невесту себе на колени, отрезал косу ножницами. На Закарпатье сохранялся и более архаичный обряд - отсечение косы. После церковного венчания начинались танцы, во время которых молодой обсекали косу. Родственники молодого привязывали конец косы к гвоздю, убитому в стену. Молодой среди танца должен был обнаружить такую ловкость, чтобы единственным ударом топорика полностью отрубить косу. После этого родственники молодой принимали парня к своему роду.
Отрезав косу, молодую покрывали очипком. За ритуалом, она имела дважды его срывать, и только на третий раз повиновалась судьбе. От этого момента она переходила в состояние женщины с соответствующими нормами поведения. Они подчеркивались, в частности, нарядом: замужем женщина собирала волосы в клок и запиналась платком или надевала очипок. Выходить между люди без него считалось непристойным.
Приданое (приданое). Каждая украинская девушка готовила себе приданое, в частности ту его часть, которая составляла так называемый ларь. Ведь приданое состояло из двух частей: скота и ларя. Относительно первой, то ее выделял отец. А то, которое входило в ларь, девушка должна была готовить себе сама. Ларь включал постель, полотенца, одел, а также ленты и платки, которыми девушка должна была обдаривать свадебных гостей.
Завершали готовить приданое в предпоследний день свадьбы.
Парни также принимали участие в создании материальной основы будущей семьи - они, как правило, работали в хозяйстве. Причем к этому труду их привлекали достаточно рано - с 12-13 годов. Ведь молодой, беря брак, должен был оплатить невесте вено - своеобразный выкуп, стоимость которого или равнялась приданому, или даже преувеличивала его.
Амбар - цикл обрядов брачной ночи, что состоял из двух частей: первая включала обряд перевдягання молодой, чипчини, вывод ее к гостям, собственно амбар, демонстрацию целомудрия (перезову); вторая - присоединение невестки к семье мужчины, разжигания печи, приготовления обеда, угощения свекров. Заканчивалась свадьба распределением каравая и одаренностью молодых и семьи жениха.
К післявесільного циклу принадлежат колачини, обряд, направленный на укрепление связи между сватами и облегчения периода адаптации новобрачной в чужому роду.
Конечно, с годами эти обряды упрощаются, адаптируются к новым условиям, даже исчезают, потому мы должны уважать эту возможность притронуться к нашей истории, взять у себя крошку украинских традиций, которые формируются на опыте десятков поколений наших предков и исчезают еще в дохристианских временах.

Комментариев нет:

 

Блог о праздниках