вторник, 2 сентября 2008 г.

Мы собрались около детской колыбели...

С недавних пор социологи, психологи и педагоги, с тревогой отмечают, что человечество вошло в ХХІ век, потеряв на пути развития важнейшие семейные традиции. К сожалению, современная семья становится все «універсальнішою» и, следовательно, лишенной неповторимых, присущих потому или другому народу особенностей. Встречаясь всей семьей за столом лишь во время праздников и выходных, много родителей просто не должны возможности реализовать исторические традиции воспитания детей.

В то же время сегодня в Украине живут представители многих наций и вероисповеданий. Например, только в Одессе соседствуют свыше 130 наций и народностей, за что этот город называют новым Вавилоном. Украинцы, албанцы, болгары, турки, россияне, евреи, Молдова и представители многих других народов, образовали очень необычный и неповторимый социум.

К сожалению, мы мало знаем о том, что нас совмещает и что является уникальным. В течение веков семья начиналась с одного и того же: бракосочетание молодых людей и рождение ребенка. В современном обществе чаще всего все происходит в прямо противоположной последовательности.

И хотя таинство свадебного обряда у каждого народа свое, существует что-то общее, что совмещает самых разнообразных невест.

Например, у православных без благословения (то есть венчания, церковного брака) у будущего ребенка могут возникнуть проблемы в развитии или она будет расти непослушной.

Во время венчания в православной церкви читается специальная молитва на благословение брака и потомства.

В иудейской семье считается, что рождение ребенка наступает в момент зачатия. Поэтому ее воспитание начинается еще в утробе матери: все, что происходит с ней (общение, получена информация, светский или религиозный образ жизни), отражается на характере будущего ребенка. Отсутствие семьи, и тем более - развод, для иудеев является тяжелым грехом: жениться или выйти замуж в следующий раз этой паре будет нелегко.

У мусульман создания семьи перед Всевышним должен быть разрешен Шариатом - законами исламской религии. Только после создания такой семьи деть в ней считаются закононародженими.

Католики утверждают, что воспитывать ребенка нужно задолго до ее рождения. До появления малыша нужно готовиться, чтобы оно появилось на свет не случайно, а как долгожданный плод любви...

Понятие «гражданский брак», привычное явление наших дней, категорически отбрасывают все народности и религии.

Кто в семье главный?

Это вечный вопрос непременно появляется в каждой семье практически с момента ее создания.

Современные молодые часто не склонны исполнять роли, отведенные им устоявшимися законами предков. За пальму первенства ведется упорная борьба с использованием разрешенных и неразрешенных приемов...

Но в некоторых семьях историческое распределение прав и обязанностей все-таки неуклонно придерживается.

- В православном обществе главой семьи считается мужчина, - рассказывает преподаватель христианской этики и библейской истории Галина Бойко, - поскольку главой Церкви является Иисус Христос. А верующая семья - это имела церковь, следовательно, и глава ее - мужчина. Если же главное место пытается занять женщина, это противореччит Евангелии.

В то же время роль женщины тоже важна: на ней держится семейный очаг и в значительной мере - воспитание детей. Материальное обеспечение семьи ложится на плече мужчины, он также производит «линию стратегии» семьи...

Интересно, что главная роль в семье достается мужчинам не всегда.

Например, в современной еврейской семье все имеют ровные права, но чаще всего глава семьи - это женщина. Именно в ее руках часто сосредоточены деньги и рычаги управления семьей, члены которой прислушиваются к охраннице дома.

Уважительно относятся к женщинам и в мусульманской семье.

- Воспитанием детей в наших семьях традиционно занимаются матери, - комментирует отец многодетной семьи Валех Рзаев, - это большая ответственность перед Всевышним и большое доверие для женщины. Говорят, если деть будут придерживаться норм Ислама, иметь получит от Творца вознаграждение. В хадісах (высказываниях пророка Мухаммеда) сказано: «Рай находится под ногами вашей матери» и «Если вас одновременно позвали иметь и отец, сначала подойдите к матери». Представление о том, что исламская женщина большинство времени проводят в кухне и детской комнате, неправильное. Иметь и жена - лицо, которого в мусульманском обществе все уважают. Моя жена получила высшее образование, она - хороший врач.

Мужчина должен обеспечивать семью материально и оказывать помощь жене в ведении хозяйства. Кстати, во многих восточных странах еду готовят именно мужчины, а угощение гостей и членов семьи считается благочестивым делом...

Воскресенье начинается в субботу...

Отгуляли свадьбу, родился первенец, роли в семье наконец распределены. Жизнь покотилося привычным тореным путем, где серые будни чередуются с нечастыми праздниками.

Давно замечено, что человечество живет по старинному календарю, в котором изменение времен года и других важных событий происходит в соответствии с религиозными праздниками. Набожные мы люди или атеисты, все мы живем за неписаными законами наших предков.

В еврейской семье, например, главный день недели - суббота. Накануне, в пятницу, члены семьи нарядно наряжаются, забывают о конфликтах и все вместе садятся к столу.

В православной семье, в соответствии со Старым Завещанием, также уважалась суббота. Но после воскресенья Иисуса Христа начали уважать другой день недели - неділю. Считается, что каждый седьмой день недели - это малая Пасха, потому люди всей семьей посещают церковь.

У каждой народности в праздничные дни недели запрещается работать, можно только радоваться и отдыхать. От дня недели зависит и меню: например, в древние времена в православной семье неуклонно придерживался постный «рыбный» день.

Что же касается больших семейных праздников, то одно из главных у каждого народа - совершеннолетия ребенка.

- Бар-міцва празднуется, когда мальчику исполняется тринадцать лет, а бат-міцва - когда девочке - двенадцать, - рассказывает раввин Меир Ольцберг. - День совершеннолетия является одним из самых главных в жизни ребенка. Для закона и государства такой ребенок еще маленький, она получает паспорт не раньше как в 16 лет. Но это большое событие, к которому готовятся предварительно. За год или два к совершеннолетию нанимают учителя, который учит ребенка языка, что ею написана святая Тора. Во время праздничной молитвы в синагоге ребенок читает Тору, написанную на древнем свитке пергамента, которому чаще всего, - свыше 300 лет. Этот день рождения отмечается в синагоге.

Родственники и друзья приходят празднично вобранные, языков на свадьбу, а отец благодарит Бога за то, что он освободил его от ответственности за ребенка, которая достигла совершеннолетия. Интересно, что в празднике есть и «светские» элементы: ребенка осыпают конфетами и поют, а после молитвы прямо в синагоге накрывается маленький стол с наилучшими насыщениями...

В католических семьях свято первого причастия отмечается после достижения детьми 9-10 лет. Существует многолетняя подготовка к этому событию, которое зовется катехизацією и ведется из раннего детства, - с трех-четырех лет. Малыши проходят занятие один раз на неделю в школе или парафиальном доме. А за год до причастия даже чаще - дважды-трижды на неделю, чтобы ознакомиться с Законом Божьим, выучить молитвы и подготовиться к первой исповеди.

Первое причастие для католической семьи - очень торжественное событие, свято, на которое собираются много детей и устраивается специальная служба.

Семья. на посту

В канун праздников, согласно традициям, семья постится.

В исламе приобщения ребенка к посту играет очень важную роль. Многодневный пост (содержание от потребления еды и воды в течение светового дня) ребенку выдержать трудно, потому акцент делается на моральном и духовном аспекте поста.

Придерживаются поста и в еврейской семье: ребенок видит, как постятся родители, и пытается брать из них пример. Если в обычный день она ест шоколад, то в день поста может выпить стакан сладкого чая, не больше. Взрослея, подросток начинает понимать, что пост - это не просто ограничение в еде, но и возможность унять гордыню, удовлетворяться самым необходимым, быть скромным.

Кстати, у каждого народа есть более суровый и более мягкий посты. У иудеев во время поста перед праздником Йом-кипур запрещается умываться, носить кожную обувь, есть, пить и прикасаться к жене. Правда, этот пост небольшой - лишь один день, и приходится он на 10-й день после еврейского Нового года (Рош-ашана). Нынешнего года наистрожайший пост будет 22 сентября.

У православных во время строгого поста детям и больным делается послабление.

Есть и еще одна интересна особенность: у православных считается, что деть, зачатые во время поста, рождаются с физическими изъянами или духовно страдают.

Хоть какой национальности семья, хоть какую веру она исповедует - приобщение ребенка к национальным семейным традициям начинается еще змалечку.

В католической семье существует традиция общей молитвы.

- Часто по вечерам вся семья молится вокруг кроватки ребенка, - рассказывает настоятель римо-католицького прихода отец Ярослав, - около нее собираются бабушки и дедушки, старшие дети, родители. Молитва может быть произвольной, спонтанной, но несется от души. Еще одно правило - по-особенному проводить воскресенья. Если нет возможности пойти к храму (в католическом костеле нашего города, например, размещается Дом органной музыки, потому служба правиться только в определенный день), можно по крайней мере выключить телевизор, почитать Библию или религиозный журнал. А затем поговорить с ребенком о прочитанном, обсудить с семьей какую-то из глав. Родители должны как можно раньше показать ребенку дорогу к храму...

В католическом костеле, синагоге или православной церкви, деть ведут себя по-разному.

Если у католиков заведено вести себя тихо, и этого правила сурово придерживаются, то у православных считается, что ребенок должен вести себя более свободно и естественнее.

Малышу трудно выстоять трехчасовую службу, поэтому, чтобы он не мешал старшим, ему позволяют рисовать, разглядывать книжки с рисунками.

Кстати, это категорически запрещено у иудеев, законы религии которых запрещают рисовать, різьбити по дереву и любым другим способом изображать любые обиды в синагоге, где не увидишь ни иконы, ни скульптуры, характерные для других вероисповеданий.

Часто православные мамы приносят малышей не на всю службу, а на полчаса к причастию, чтобы ребенок не устал.

К синагоге родители приходят с маленькими детьми, приносят даже однолетних малышей. Считается, что это большая радость, когда ребенок посещает синагогу, потому деть ведут себя свободно. В то же время, хотя такое поведение одобряется, около каждого взрослого парафиянина обычно не менее пяти детей или внуков. Если все они будут шуметь, невозможно будет молиться. Поэтому родителей просят, чтобы деть вели себя тихо.

Легче всего решить эту проблему в мусульманской семье, поскольку ислам позволяет молиться везде, где есть чистое место.

Где в наше время можно выучить данные писаные и неписаные законы? Недавно в Украине возникла интересная инициатива: православные священники пошли учиться, чтобы получить диплом о втором высшем образовании и читать в школах предмет «Христианская этика и библейская история».

В еврейских школах, которые существуют в разных городах Украины, выкладывается предмет «Еврейские традиции». Изучают основы религии и национальные обычаи в рамках программы «Старс» (для еврейской молодежи) и «Колель» - для людей преклонных лет.

Важно, чтобы каждая семья, хоть которой она веры и национальности, исповедовала главные принципы воспитания, которые в любой религии имеют общую основу, - любовь, братство, сочувствие к ближнему и уважение, к старшему...

Комментариев нет:

 

Блог о праздниках