понедельник, 24 ноября 2008 г.

ПАСХА В КАРПАТАХ


В тот день, как воскрес Христос, солнце из радости не заходило и день был великим-превеликим, потому и назвали его Пасху. За другой легендой, в то время, когда Христос родился, очень светило солнце и стояли такие длинные дни, что нынешних нужно семь сложить вместе, чтобы был один тогдашний. Тогда, было, как взойдет солнце в воскресенье утром, то зайдет аж в субботу вечером. А как распяли Христа, - дни уменьшились. Теперь только царские ворота в церкви растворены настежь семь дней, в память о тех длинных днях. Вот почему день Воскресенья и называется большим. Празднуют его по-разному. Сегодня расскажем об особенностях отмечание Пасхи в Карпатах.


Пасха - магический праздник, пов’ язане с обрядностью и верой. И хотя в настоящее время мы воспринимаем эти обряды упрощенно и кое-где збаналізовано, однако так или иначе пам’ ятаємо о традициях наших прабабушек и прадедов, которые святили свечечку в Чистый четверг, чтобы обойти с ней подворье, а на саму Пасху обов’ язково надевали обновки, которые символизировали очистку... Девушки писали самые красочные писанки для тех ребят, которые им нравились, а те своей очередью пели риндзівки - специальные пасхальные колядки под девичьими окнами... Звоны и трембиты в Пасхальное воскресенье играли не умолкая - отгоняли злые силы и призвали добре...

По словам научного сотрудника Института народоведения НАН Украины Стефании Гвоздевич, Пасхальные обряды начинались еще с Чистого четверга. Во время Службы Божьей, которую правили в тот день, люди пытались держать свечечку, с которой потом обходили все подворье. Сажей из нее выжигали крест в доме, а саму свечечку хранили. Говорят, она является очень помічною. Ею обкуривают человека, который испугался, а когда кто-то умирает, дают ему эту свечу в руку. А еще ее называют громницею - ведь зажигали во время громов, чтобы отогнать их от дома.

Паска, которую также пекли в этот день, была не такой маленькой, как в настоящий момент, потому в корзину она не влізалася. Гуцулы несли святить ее в бесагах, еще кое-кто в обрусі, платку или скатерти. А в корзину клали яйца со скорлупкой и чищеные -, чтобы сразу можно было есть. Обов’ язково там было и что-то м’ ясное: ветчина, солонина, удит сало. Кроме того - масло и сыр. В частности, в Карпатах делали пляганий сыр из коров’ ячого молока, наподобие брынзы. Непременно святили соль, свекла из хроном. Существует легенда, что евреи хотели отравить Иисуса, дав ему из’ есть хрону, который считали ядовитым корнем. А Он из’ ел и сказал, что хрен в действительности является очень помічним. Действительно, современная народная медицина свидетельствует, что этот корень является очень помічним. Поэтому, когда едят м’ ясные кушанья, едят также свекла из хроном или белый хрен с яйцом и сметаной.

На Пасху когда-то обов’ язково надевали обновки. Эта традиция пов’ язана с обновлением, пробуждением природы. Кроме того, весна - это надежды на что-то новое. Когда-то в Пасхальное воскресенье ходили в гости к бабе-повитухи. В настоящее время, когда на смену повитухам пришли кумы, обов’ язково посещают их, а также крестных родителей, дедушек и бабушек, чтобы таким образом оказать им свое уважение. В гости идут обов’ язково с писанкою, пасхой.

Хотя на Пасху прежде всего ходили не так в гости, как на массовые развлечения, которые устраивали на поле или на выгоне, - в зависимости от местности. В Карпатах такие развлечения происходили преимущественно перед церковью, на Волыни или в Восточной Украине были специальные выгоны, где устраивали игры. В частности, это были качалки, которые считали очисткой воздухом. Существовала также очистка огнем, - из субботы на воскресенье перед Пасхой жгли огни, через которые прыгали ребята.

В воскресенье после церкви все посильнее бежали домой. Считали, что кто как прибежит - так у него будет споритися хозяйка. У исследователя Олекси Воропая есть упоминания, что был обычай прежде, чем садиться к завтраку, помолиться на коленях, после чего девушки брали галунки и умывались водой из них, чтобы быть такими же красивыми, как писанки. Когда розговлялися, то в первую очередь яйцом, желая друг другу здоровый’ я. Скорлупку из яйца не выбрасывали, шкурку из колбасы также - заорювали в поле. Кто имел пчел - святил и мед, а затем нес его на пасеку, чтобы ничего злого к ним не цеплялось.

Пасхальная корзинаПасха - свято семейное, с обязательным семейным праздничным обедом, щедрым на скоромные, посвященные в церкви вкусные насыщения.Специально в Пасху держат корзину и вышитый особенным узором ружей. Еще вечером корзину наполняют праздничными кушаньями: кладут пасхи - пшеничные и сырную, пасхальные яйца, сало, ветчину, хрен, грудку сливочного масла, пирожки с сыром и завиванець, с маком, соль, писанки и свечу (ее сунут в пасе и зажигают, когда священник святит скоромное). Все накрывают пасхальным полотенцем. Эти пожитки освящаются для того, чтобы люди на праздник получили радость и духовную, и от земных даров.Паска символизирует жизненную полноту, а возможно, и напоминает нам о древней Большой Богине, ведь одним из ее названий есть „ баба”. Как правило, пасх выпекает несколько, разных размеров, временами для каждого члена семьи, и обязательно одну большую - для всех. Украшают пасхальный хлеб узорами из теста - двойными (восьмираменними) крестами, решетками, веночками. И в этом украинский пасхальный хлеб существенно отличается от российского „ куліча” - не украшенного узорами, а просто залитого сбитым белым сахаром и посыпанного разноцветным „ пшеном”.

На Пасху обязательно готовят сырную пасху: запеченную или приготовленную „ холодным” способом - под прессом.
Соль - символ достатка, полноты, сути. В Библии соль - символическое средство связи между Богом и его народом: „ И не оставляй жертву твоей бессолевого завіту Бога твоего”. В Нагорний проповеди Христос называет своих учеников „ солью земли”. Считается, что соль - это очистительное вещество, связанное с железом, кровью и небесными светилами, которой ужасается нечистая сила. Зустричання гостей хлебом-солью имеет два значения: проявлению гостеприимства и оберегу. В праздничные дни дня предоставления особенной силы соли ее запекали в печи или святили в церкви. Перед Пасхой соль запекают в Чистый Четверг.

Рассказывают, что когда преследовали Христа, он спрятался в сене. Но куры разгребли сено, открыв Спасителя. Его схватили, но он сумел убежать и спрятался в соломе. Подбежали свиньи и начали рыть солому, зарывая Христа еще глубже. С того времени Бог благословил свинину в еду людям. Поэтому и существует традиция освящать на Пасху сало и поросят.На Гуцульщини есть интересная легенда о писаке. Вскоре после своего Воскресенья Христос победил дьявола и заковал его двенадцатью железными цепями в подземелье под Голгофой, за двенадцатью железными дверями, которые замкнутые на двенадцать железных замков. Но нечистый еще имеет силу, день и ночь, он рвется на волю, разгрыз уже одиннадцать железных замков и слизал одиннадцать железных дверей. Еще мгновение - и упадет последняя, двенадцатая преграда. Вырвется тогда дьявол на белый свет, и наступит миру конец. Но именно в это мгновение звонят в церкви звоны, люди приветствуются словами "Христос воскрес!" и обдаривают друг друга писанками. Тогда мгновенно возобновляются все оковы на нечистом, все двери и замки. Поэтому сидеть там, за ними дьяволу вовек - пока люди на земле будут писать писанки и приветствовать друг друга с Пасхой.Другая легенда рассказывает, что когда Спаситель нес креста на гору Голгофу, то встретил мужчину, который именно нес яйца в корзине к Иерусалиму на продажу. Мужчина видел, как тяжело Иисусу нести крест, поставил свою корзину в рве при дороге, а сам ринулся помогать Спасителю. Шли они и несли крест аж на гору Голгофу. Когда же Иисуса уже розіп’ ялы, вспомнил тот мужчина за свою корзину, да и вернулся на то место, где его поставил. Приходит, смотрит, а в корзине все яйца - пописанные да и покрашенные. Не понес он их больше продавать, а вернулся домой да и спрятал как достопримечательность, потому что имел то чудо по благодарность от Христа за то, который помог нести крест. От того пошло крашение и писание яиц на Пасху.Яйцо-райце докатилось к ХХІ столетию. Интересно, что археологи находят следы писанкарства практически по всей Украине и не только. Например, исследователь-этнограф Степан Килимник, находясь в научной экспедиции в Армении, обследовал руины дворца персидского царя Сасанида ІІ (на поприщах старого Еревана). Он нашел фрагменты украинских орнаментов - каракульки, безконечники, крестики и разные солярные знаки, которые, по-видимому, перси переняли от скифов. В Тальянке, что на Черкащине, в урочище Трипилля еще свыше ста лет тому назад, проводя раскопки, археолог Викентий Хвойка натолкнулся на следы писанкарства и пасхальных яиц. Это 5000 лет к нашей эре!

Во всей Западной Украине - на Буковине, Волыни, Галичине, Закарпатье, - народное искусство никогда не ограничивалось узким кругом вещей практического назначения. Значительную роль сыграли в нем и предметы декоративные. К такому виду искусства принадлежит писанковий роспись - своеобразная миниатюрная народная живопись.

Не секрет, что именно Галичина, в частности, Гуцульщина и Бойкивщина, а еще Покуття, является признанным центром украинского писанкарства, которое здесь, в отличие от других регионов, никогда не замирало. Именно на Прикарпатье в настоящее время живет и творит больше всего высококлассных писанкарів, широкоизвестных мастеров этого незаурядного вида народного искусства. На весь мир известны такие авторитетные школы писанкарства, как космацька, вижницька, шешорська, розтоцька, чорнопотоцька, великобичківська и другие.Писанка, за гуцульським поверь’ ям, - это символ весны, солнца, возвращения природы, к жизни. Еще и поныне в каждой гуцульській жилища можно увидеть над дверями три писанки - пасхальную, вербную (шуткову) и третью - в грабельках. Первая - с крестом - ограждает дом от зла, вербная - дает здоровый’ я, а в грабельки - выгребает несчастье.
Писанкарске народное искусство в настоящее время переживает ренессанс: писачка берут и взрослые, и деть.

Комментариев нет:

 

Блог о праздниках